Форум » Литературная курилка » Мой Пушкин » Ответить

Мой Пушкин

tpek:

Ответов - 57, стр: 1 2 3 4 All

Крапива: Спасибо. Какие чудные мелодии у Шварца. Грустно...

tpek: О горе! о безумный сон! Где вольность и закон? Над нами Единый властвует топор. Мы свергнули царей. Убийцу с палачами Избрали мы в цари. О ужас! о позор! Но ты, священная свобода, Богиня чистая, нет, — не виновна ты, В порывах буйной слепоты, В презренном бешенстве народа, Сокрылась ты от нас; целебный твой сосуд Завешен пеленой кровавой... Но слушай, знай, безбожный: Мой крик, мой ярый смех преследует тебя! Пей нашу кровь, живи, губя: Ты все пигмей, пигмей ничтожный. И час придет... и он уж недалек: Падешь, тиран! Негодованье Воспрянет наконец. Отечества рыданье Разбудит утомленный рок.

tpek:


tpek: Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальный, Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке Оставит мертвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я..

tpek: — Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсе только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка? — Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину. Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал.

Крапива: Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова. Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Все это, видите ль, слова, слова, слова Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права...

tpek: Очень люблю эту вещь. Это моё кровное.

Крапива:

tpek: Я читаю примерно так же ЭТО, как Райкин. Да не примерно, а один в один. Спасибо.

tpek: Надеждой сладостной младенчески дыша, Когда бы верил я, что некогда душа, От тленья убежав, уносит мысли вечны, И память, и любовь в пучины бесконечны,— Клянусь! давно бы я оставил этот мир: Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир, И улетел в страну свободы, наслаждений, В страну, где смерти нет, где нет предрассуждений. Где мысль одна плывет в небесной чистоте… Но тщетно предаюсь обманчивой мечте; Мой ум упорствует, надежду презирает… Ничтожество меня за гробом ожидает… Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь! Мне страшно!.. И на жизнь гляжу печален вновь, И долго жить хочу, чтоб долго образ милый Таился и пылал в душе моей унылой.

Крапива: tpek цитирует: Когда бы верил я, что некогда душа, От тленья убежав, уносит мысли вечны, И память, и любовь в пучины бесконечны,— Клянусь! давно бы я оставил этот мир: "Кто бы согласился, Кряхтя, под ношей жизненной плестись, Когда бы неизвестность после смерти, Боязнь страны, откуда ни один Не возвращался, не склоняла воли Мириться лучше со знакомым злом, Чем бегством к незнакомому стремиться!"

tpek: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. 26 мая 1828 г. 26 мая - день рождения Пушкина.

tpek: Напрасно вкруг себя печальный взор он водит: Ум ищет божества, а сердце не находит.

Salieri: tpek пишет: «Когда бы верил я, что некогда душа, От тленья убежав, уносит мысли вечны, И память, и любовь в пучины бесконечны...» Крапива пишет: «Кто бы согласился, Кряхтя, под ношей жизненной плестись, Когда бы неизвестность после смерти...» Это о разном. У Шекспира — о боязни Бога и Его суда, а у Пушкина — о несправедливости того, что Бога нет и со смертью всё исчезает. Кстати, возможно, это не так и ноосфера на самом деле существует! Почему нет?

Крапива: Salieri пишет: Это о разном. У Шекспира — о боязни Бога и Его суда, а у Пушкина — о несправедливости того, что Бога нет и со смертью всё исчезает А мне кажется, всё проще. У них здесь только лишь о том, что если бы человек был уверен в жизни после смерти, он из этой жизни, если она тяжела, конечно, уходил бы туда, в "свет", не дожидаясь естественного конца. Никакой Бог не присутствует в приведенных строках. Когда бы верил я, что некогда душа, От тленья убежав, уносит мысли вечны, И память, и любовь в пучины бесконечны,— Клянусь! давно бы я оставил этот мир. "Кто бы согласился, Кряхтя, под ношей жизненной плестись, Когда бы неизвестность после смерти, Боязнь страны, откуда ни один Не возвращался, не склоняла воли Мириться лучше со знакомым злом, Чем бегством к незнакомому стремиться!"

Salieri: Крапива пишет: Никакой Бог не присутствует в приведенных строках. Никакой Бог не присутствует только в строках Пушкина. А если есть убеждённость, что не существует никакой «страны, откуда ни один не возвращался», так чего ж бояться? Обидно, досадно — но уже не страшно, чего нет, того нет! Кстати, читаю вот «Эхо» — которое это: http://echo.msk.ru/blog/oreh/1923992-echo/, а не стихи! — и вдруг понимаю, что это тоже в тему Пушкина! ...Как будто бы вышел скандалист Константин Райкин на сцену, назвал Россию некрофильским государством, развернулся и пошел. Наверное, имел в виду что-то сексуальное. Наверное, разврат пропагандировал. Наверное, родину не любит — в какой-то извращенной форме не любит. Между тем ничего скандального в его словах не было, а была вполне тривиальная, но бесспорная мысль. И эта мысль яснее ясного заключается в судьбах тех поэтов, про которых говорил в спектакле Райкин... Он вспоминал Пастернака и Бродского, Ахматову и Гумилева, Цветаеву и Мандельштама. А мог вспомнить еще не один десяток имен. Тех, кого при жизни травили, запрещали, сажали, выкидывали из страны, отказывались печатать, не давали выступать, обрекали на нищету и унижения. Зато потом, посмертно выстраивались в очередь со славословиями, устраивали фестивали, учреждали премии, школьников заставляли зубрить четверостишия, даже не вникая в их смысл.

tpek: Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда.

Salieri:

tpek:

tpek: НА ДОНДУКОВА-КОРСАКОВА В Академии наук Заседает князь Дундук. Говорят, не подобает Дундуку такая честь; Почему ж он заседает? Потому что - - - есть. 1835

Завада: tpek пишет: Потому что - - - есть. В некоторых изданиях вместо чёрточек — ж...а. А есть и смягчённый вариант: Потому что есть чем сесть.

Завада: Эпиграмма ходила в списках. Она направлена против вице-президента Академии наук М. А. Дондукова-Корсакова, у которого не было никаких научных трудов и который был обязан своим местом покровительству С. С. Уварова. Стихотворение намекает на порок, связывавший Уварова с Дондуковым-Корсаковым. Благодаря эпиграмме Пушкина имя «Дундук» стало нарицательным. http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v03/D03-433.htm?cmd=2

tpek: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на Масленице жирной Водились русские блины.

Salieri: Завада пишет: [img]https://books.google.com.ua/books/content?id=xa5iAAAAMAAJ&hl... Завада, чтобы здесь убрать лишний пост, надо кликнуть на окошечко правка, и, когда текст откроется в режиме правки, отметить квадратик при «удалить» (крайний слева в нижнем ряду), а потом кликнуть на отправить. Сделать это можно в любой момент.

Завада: Salieri пишет: Сделать это можно в любой момент. Спасибо. Что-то я в прошлый раз под постом с длиннючими ссылками не видел окошечка правка: может, глюк был.

Salieri: Или, может, вы заходили на форум как гость.

Salieri: tpek пишет: Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда. Властитель слабый и лукавый, Плешивый циник, лжец и вор, Нечаянно пригретый славой, Россией правит до сих пор. А. Пушкин. Из неопубликованных черновиков

Крапива: Salieri пишет: А. Пушкин. Из неопубликованных черновиков

tpek: Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Все чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.

tpek: Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело; Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить. Тут соседи беспокоить Стали старого царя, Страшный вред ему творя. Чтоб концы своих владений Охранять от нападений, Должен был он содержать Многочисленную рать. Воеводы не дремали, Но никак не успевали. Ждут, бывало, с юга, глядь, - Ан с востока лезет рать! Справят здесь, - лихие гости Идут от моря... Со злости Инда плакал царь Дадон, Инда забывал и сон.

Канцлер Ги: ...О, русский глупый наш народ, Скажи, зачем ты в самом деле Так долго носишь гнет господ? Зачем в военную годину, Уже держа в руках дубину, Еe ты рано отпустил? Иль ты забыл, иль ты простил, Что не француз и не татарин, Нe швед, не немец, не поляк, А только он твой главный враг — Рабовладелец, русский барин? Иль на авось по старине Ты понадеялся вполне? (Из черновиков к 10-й главе «Евгения Онегина»)

Канцлер Ги: Авось, о Шиболет народный, Тебе б я оду посвятил, Но стихоплет великородный Меня уже предупредил. Авось теперь на службе трону: Моря достались Альбиону, А что за вычетом морей, Авось подляжет под царей. Мечтать об этом так отрадно... Наш просвещенный новый царь Всей суше будет государь И с ней управится изрядно. А нынче все— и вкривь, и вкось. Но я надеюсь на авось! (Оттуда же)

Крапива: "Сограждане! По случаю обнесения «пампушкина» собянинским забором, предлагаю флешмоб: начать оклеивать этот забор пушкинскими стихами — и выкладывать эту красоту в интернет, на радость любителям русской поэзии. «Паситесь, мирные народы…» эт цетера. А начать предлагаю с «Пока свободою горим…» Восемнадцатым примерно шрифтом. Кишку последнего попа не предлагать, это экстремизм." http://echo.msk.ru/blog/shenderovich/1952694-echo/

Salieri: Отличная мысль кстати, Крапива! И на собянинском заборе напишут наши имена! Крапива пишет: "Кишку последнего попа не предлагать, это экстремизм". Ага, и перевод тем более!

tpek: – Я всех уйму с моим народом! – Наш царь в Конгрессе говорил, И на Европу мимоходом Лорнет ревнивый наводил. Дивись, народ! Монарх кочует, А про тебя и в ус не дует. Ты, Аракчеевский холоп, Стал попечителем Европ. В Литве, Эстляндии и Польше Ты чуткий страж чужих свобод, Законодатель зимних мод… А зимы русские всё дольше. Уймёшь Варшаву и Париж, Но Царство Божие проспишь.

tpek: Беда стране, где раб и льстец. Одни приближены к престолу, А небом избранный певец, Молчит, потупя очи долу. Дай бог, чтоб милостию неба Рассудок на Руси воскрес! Он что-то, кажется, исчез.

tpek: 06.06.17 Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас! Душе противны вы, как гробы. Для вашей глупости и злобы Имели вы до сей поры Бичи, темницы, топоры; — Довольно с вас, рабов безумных! Во градах ваших с улиц шумных Сметают сор, — полезный труд! — Но, позабыв свое служенье, Алтарь и жертвоприношенье, Жрецы ль у вас метлу берут? Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.

Крапива: Кабаре-бэнд "Серебряная свадьба" - Черная речка

tpek: Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальний, Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке Оставит мертвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я…

Крапива:

tpek: Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы.

Крапива: Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный, Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

tpek: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Крапива: Немой Онегин. Часть 4-я. (Только сейчас прочла этот материал. Ссылки на предыдущие части, если заинтересует, там внутри)) https://echo.msk.ru/blog/minkin/2077804-echo/

tpek: Когда я впервые решил прочесть "Онегина", а было мне примерно 12 лет, я тоже ничего не понял. А ведь роман действительно энциклопедия тогдашней жизни, дающая живое представление об эпохе, в отличие от сухой истории. Читать "Онегина" учитель должен в классе с комментариями и на это потратить все отведенные часы. А к 10-му классу дети и сами во всем разберутся при повторном чтении. Я, например, "Онегина" кусками знаю наизусть. Ничего значительнее в стихах в нашей литературе не написано.

Крапива: Современным детям - "Онегин"? Можете меня расстрелять, но это все равно как прежним поколениям преподавали бы в школе Гомера на греческом или Упанишады. Смысл? Это совсем другие люди, иная реальность, другой темп времени. Все укорочено, усечено, совершенно другой язык. Они этого Онегина возненавидят. Да и учителей сейчас таких практически не осталось. Утопия.

tpek: Дети не возненавидят - это точно. А вот что учителей не осталось - правда. Если у нас министр лошадиных дел без стеснения матом ругается, а его секретарь говорит на таком жаргоне, что уши вянут, что с учителей-то требовать? Только работы в избирательных комиссиях. Пройдет это время варварства и бескультурья, вот тогда и вспомнят об "Онегине".

Kopilova: Люблю читать Пушкина! Руслан и Людмила вообще любимое мое произведение!

Salieri: А моё — «Маленькие трагедии». Мог бы быть также и «Борис Годунов», но уж очень грустно читать, что на Руси ничего нового не происходит, — кроме разве что мелких поверхностных изменений, да и те под влиянием окружающей мировой среды.

Крапива: Была хорошая экранизация - https://www.culture.ru/movies/2823/malenkie-tragedii

Salieri: Знаю, смотрел. Книга, как обычно, лучше!

Крапива: Salieri пишет: Книга, как обычно, лучше! Ну дык...)

Salieri: Крапива, если что, в моё время никому не надо было объяснять, все сами знали, что у поэтов привилегия использовать любые истории, правдивые или нет, лишь бы произвести на читателя сильное или приятное впечатление. А если бы кто-нибудь высказал неудовольствие — дескать, что это за «привилегия» такая: питать людские заблуждения! — ему бы сразу ответили, что ничего подобного происходить не может, поскольку никто не думает, что поэты способны говорить правду. Кстати, мне кажется, что в России всё это и сейчас так. А нравится ли вашим нынешним поэтам такая привилегия и особенно её обоснование — это надо спрашивать у них.

tpek: К БЮСТУ ЗАВОЕВАТЕЛЯ Напрасно видишь тут ошибку: Рука искусства навела На мрамор этих уст улыбку, А гнев на хладный лоск чела. Недаром лик сей двуязычен. Таков и был сей властелин: К противочувствиям привычен, В лице и в жизни арлекин. 1829

Salieri: Знаем такой бюст. Симпотишный всё-тки был мужик. Не то что потом))) Ему б родиться и жить в нормальных условиях — был бы вполне хороший человек, примерный семьянин, и дети бы его любили...

tpek: Из эпиграммы (1818) А С. Пушкина (1799—1837) на придворного историка и писателя Н. М. Карамзина и его труд «История государства Российского»: В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастья, Необходимость самовластья И прелести кнута.

tpek: И мнится, очередь за мной, Зовёт меня мой Дельвиг милый, Товарищ юности живой, Товарищ юности унылой, Товарищ песен молодых, Пиров и чистых помышлений, Туда, в толпу теней родных Навек от нас утекший гений. https://zen.yandex.ru/media/arhkot/slovo-strashnoe-liubliu-5c7cc51bd4b4f400b219da80



полная версия страницы