Форум » Литературная курилка » Русский народ как панночка » Ответить

Русский народ как панночка

Admin: Давно хотел сделать из всего этого отдельную тему, но никак не мог найти, где всё это было.

Ответов - 71, стр: 1 2 3 4 5 All

tpek: Salieri пишет: А сначала она, нет, не хотела его унизить: она в него влюбилась и хотела, чтобы он тоже в неё влюбился — и ещё хотела его слегка подразнить с высоты своего колдовского искусства и «поставить на место», отсюда и её явление старухой, и езда на нём верхом, как символ власти. Потому что вот это, конечно, мир её любви: Не думаю, что ведьма влюбилась в него. Предстала-то она перед ним в образе старухи. И такие трюки - езда верхом на казаке - она проделывала не только с ним. Один раз панночка пришла на конюшню, где он чистил коня. Дай говорит, Микитка, я положу на тебя свою ножку. А он, дурень, и рад тому: говорит, что не только ножку, но и сама садись на меня. Панночка подняла свою ножку, и как увидел он ее нагую, полную и белую ножку, то, говорит, чара так и ошеломила его. Он, дурень, нагнул спину и, схвативши обеими руками за нагие ее ножки, пошел скакать, как конь, по всему полю, и куда они ездили, он ничего не мог сказать; только воротился едва живой, и с той поры иссохнул весь, как щепка; и когда раз пришли на конюшню, то вместо его лежала только куча золы да пустое ведро: сгорел совсем; сгорел сам собою. А такой был псарь, какого на всем свете не можно найти. Да и не только к мужчинам приставала ведьма. -- А в люльке, висевшей среди хаты, лежало годовое дитя -- не знаю, мужеского или женского пола. Шепчиха лежала, а потом слышит, что за дверью скребется собака и воет так, хоть из хаты беги. Она испугалась; ибо бабы такой глупый народ, что высунь ей под вечер из-за дверей язык, то и душа войдет в пятки. Однако ж думает, дай-ка я ударю по морде проклятую собаку, авось-либо перестанет выть, -- и, взявши кочергу, вышла отворить дверь. Не успела она немного отворить, как собака кинулась промеж ног ее и прямо к детской люльке. Шепчиха видит, что это уже не собака, а панночка. Да притом пускай бы уже панночка в таком виде, как она ее знала, -- это бы еще ничего; но вот вещь и обстоятельство: что она была вся синяя, а глаза горели, как уголь. Она схватила дитя, прокусила ему горло и начала пить из него кровь. Шепчиха только закричала: "Ох, лишечко!" -- да из хаты. Только видит, что в сенях двери заперты. Она на чердак; сидит и дрожит, глупая баба, а потом видит, что панночка к ней идет и на чердак; кинулась на нее и начала глупую бабу кусать. Уже Шептун поутру вытащил оттуда свою жинку, всю искусанную и посиневшую. А на другой день и умерла глупая баба. Так вот какие устройства и обольщения бывают! Оно хоть и панского помету, да все когда ведьма, то ведьма. Salieri пишет: «Наслаждение» — понятно. «Сладкое чувство» — понятно. А почему оно ещё и «неприятное»? Потому, что он ничего не понимает и ему страшно? Вряд ли только это: тогда бы так и было написано: «несмотря на страх» или ещё что-нибудь. А написано — неприятное. Это ему неприятна власть женщины над ним, вот что! Нечисть, она всегда вызывает наслаждение. А неприятное, потому что Хома не столько греховен, чтобы не почувствовать присутствие рядом с собой преисподней, которая одновременно и манит и пугает. Вот Россию уже ничто не пугает, а только манит. Хома не таков. Salieri пишет: Я повторю, чего он побоялся: власти женщины над ним. Да нет. Он понял, что перед ним ведьма. "Эге, да это ведьма". И он начал читать молитвы-заклинания, и только после этого ведьма ослабла и отпустила его. Salieri пишет: А Хому, в конечном счёте, погубило то, что он недооценил силу этих сил. Я думаю иначе. Он заглянул туда, куда простому смертному путь запрещен, и понял то, что никому не дано понять. Не человеческое это дело.

tpek: Salieri пишет: Я думаю, под влиянием настоящей нечистой силы как раз естественно получать кайф не от прелюбодейства, а от унижения другого человека. Ну, этого добра и без нечистой силы в человеке хоть отбавляй. Вспомните вертухаев. Разве они не унижения добивались, насилуя, пытая и всячески издеваясь над своими жертвами в лагере? Через унижение другого почувствовать свою власть и значимость - разве это не кайф для мелкой и неразвитой души? И секс не ради секса даже, а для утверждения своей значимости в мире. Маньяки. Мелкие души. И совок стал клондайком для этих низких душ, поэтому они о нем и вспоминают с такой ностальгией. В нормальном мире они знают свое место, и если высунутся - мало не покажется. В нашем мире они короли. Поэтому с таким цинизмом они пропололи всю нацию, оставляя себе подобных и уничтожая все талантливое и человеческое.

Salieri: tpek пишет: Не думаю, что ведьма влюбилась в него. Предстала-то она перед ним в образе старухи. Может, это была шутка? tpek пишет: И такие трюки - езда верхом на казаке - она проделывала не только с ним. Это да, — но, пишут, самовозгорание бывает на самом деле, это не сказки: загорались и возбуждённые девушки во время бешеного танца, и одинокие старики, и люди, покушающиеся на самоубийство... А раз не сказки, то и в сказке такое может быть не от колдовства. Микитка сам виноват: зачем было терять голову до такой степени? tpek пишет: Да и не только к мужчинам приставала ведьма. А вот это, может быть, и неправда. Может, женщину и ребёнка покусала бешеная собака, — там же много бегало собак. Стилистически это хорошо смотрится: в первом сообщении — новые важные сведения, во втором — голимая ахинея. Как предостережение: не всему здесь сказанному верь! Иногда не только детективы полезно читать по принципу «рассказать можно всё, а достоверно только то, что главгерой видел сам». tpek пишет: Нечисть, она всегда вызывает наслаждение. Что, и обратное верно? tpek пишет: И он начал читать молитвы-заклинания, и только после этого ведьма ослабла и отпустила его. И почему бы ему после этого просто не уйти подобру-поздорову? Вам не интересно повоображать, что было бы, если бы он, избавившись от старухи, просто сказал ей: «Иди-ка ты, бабуся, своей дорогой, а я пойду своей!» Чем вам, кстати, не ответ на вопрос «был ли у Хомы шанс спастись»?


tpek: Salieri пишет: И почему бы ему после этого просто не уйти подобру-поздорову? Вам не интересно повоображать, что было бы, если бы он, избавившись от старухи, просто сказал ей: «Иди-ка ты, бабуся, своей дорогой, а я пойду своей!» Чем вам, кстати, не ответ на вопрос «был ли у Хомы шанс спастись»?    Не думаю. Не для того она оседлала его, чтобы отпустить. И не тело его было нужно ей, а душа. А для плотских утех у нее есть народец пошустрее и повыносливее - упыри и вурдалаки. А уж если Вий одарит ее своим вниманием - будет ей настоящее ведьмовское счастье. А Хома в вере не был силен. Вот и всё. Фильм 2006 г. "Ведьма". Скучный, имхо. Но финал там яркий. Именно вера там победила ведьму.

Salieri: tpek пишет: Ну, этого добра и без нечистой силы в человеке хоть отбавляй. Это да! Полностью с вами во всём согласен. А знаете, в моих любимых «Бесах» архиерей Тихон в не пропущенной цензурой главе говорит так: Беси существуют несомненно, но понимание о них может быть весьма различное. И ещё там вот что есть: Сколько я вижу и сколько судить могу, вся суть русской революционной идеи заключается в отрицании чести. Мне нравится, что это так смело и безбоязненно выражено.. Нет, в Европе ещё этого не поймут, а у нас именно на это-то и набросятся. Русскому человеку честь одно только лишнее бремя. Да и всегда было бременем, во всю его историю. Открытым «правом на бесчестье» его скорей всего увлечь можно. ФМД это было так важно, что он ещё и Верховенского-фиса заставил это почти точно процитировать: — Знаете еще, что говорит Кармазинов: что в сущности наше учение есть отрицание чести и что откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно. — Превосходные слова! Золотые слова! — вскричал Ставрогин; — прямо в точку попал! Право на бесчестье, — да это все к нам прибегут, ни одного там не останется! А слушайте, Верховенский, вы не из высшей полиции, а? — Да ведь кто держит в уме такие вопросы, тот их не выговаривает. — Понимаю, да ведь мы у себя. — Нет, покамест не из высшей полиции. Так что, имхо, зря вы ищете «упырей и вурдалаков» не там, где вы сами их отлично видите, а среди неведомой силы, — это в русской мифологии так назывались духи природы. Которые «по ту сторону добра и зла» и Богу не враждебны, а параллельны. tpek пишет: Не для того она оседлала его, чтобы отпустить. И не тело его было нужно ей, а душа. А обыкновенным влюблённым душа любимого человека что, не нужна? Секс без души — это уже порнография получается! PS. Это теперь моё представление о «Вие», — и оно кроме шуток, если что.

tpek: Salieri пишет: А обыкновенным влюблённым душа любимого человека что, не нужна? Нет, хоть убейте: никакой влюбленности со стороны ведьмы не вижу. Ведьма, в моем понимании, не для любви существует, а для соблазна. Но и соблазна здесь нет. И душой его она хотела завладеть не для себя, а чтобы добиться признания со стороны Вия (недаром повесть называется его именем). От того что ведьмы легко овладевают душой мелкой и неразвитой, им мало пользы. Чем чище душа, тем больше они получают признания в своем мире. Вот для этого панночка и старалась изо всех сил, а на Хому ей плевать с большого порога. Таким образом тьма бьется со светом. А поле битвы - сердца людей.

Salieri: tpek пишет: Таким образом тьма бьется со светом. А поле битвы - сердца людей. Вот-вот: свет в душе Хомы — это его способность воспринимать красоту, которую ему дарила влюблённая колдунья. А тьма — это его порыв избить её и загнать досмерти. Если настоящая нечистая сила, та же, что сидела в вертухаях, где-то в повести Гоголя приложила руку, так это как раз тогда! Ведьма, кстати — от слова «ведать». И вообще: ведьма тоже человек!

tpek: Salieri пишет: Вот-вот: свет в душе Хомы — это его способность воспринимать красоту, которую ему дарила влюблённая колдунья Ну, во-первых, никакая не влюбленная. Во-вторых, красота, конечно, страшная сила, но если она наводит ужас, то превращается в свою противоположность, в данном случае - в старуху, похожую на Бабу Ягу. Salieri пишет: И вообще: ведьма тоже человек! Или Вы романтик, или очарованы какой-нибудь местной ведьмой , или это тонкий стёб .

Salieri: tpek пишет: Ну, во-первых, никакая не влюбленная. Как знать! tpek пишет: Или Вы романтик, или очарованы какой-нибудь местной ведьмой , или это тонкий стёб . Это не стёб. Я, к сожалению, не знаю ни одной настоящей ведьмы, а то обязательно бы очаровался! И в литературе мне что-то совсем мало припоминается ведьм безнадёжно отрицательных: они есть, — в некоторых сказках братьев Гримм, например, — но плохи, в сущности, не тем, что водятся с неведомой силой, а просто тем, что стервы. Такого рода дщери Евы и без колдовства могут натворить оч. много чёрт-те чего. А хотите, я вам в повести найду любовника панночки? Помните, среди людей сотника, которые везли Хому на хутор, был один немолодой, который расплакался в шинке? Один козак, бывший постарее всех других, с седыми усами, подставивши руку под щеку, начал рыдать от души о том, что у него нет ни отца, ни матери и что он остался одним-один на свете. Другой был большой резонер и беспрестанно утешал его, говоря: «Не плачь, ей-богу не плачь! что ж тут... уж Бог знает как и что такое». Я когда-то давно набрёл на одну статеечку, причём она, кажется, была даже и не про Гоголя, а просто иллюстрировала этим эпизодом из «Вия» свою мысль. Автору статьи эпизод казался уморительным, он так и писал: вот, мол, человек лет, наверное, пятидесяти, который, оставшись без родителей, чувствует себя не свободным, а одиноким; это ж надо, — писал автор, — до чего у нас народ несамостоятельный! Кажется, это была статья по психологии... Если на то пошло, этот народ — украинский. Т. е. сейчас уже ясно, что не слишком родственный расеянам. С дороги Хоме сбежать не удалось, на хуторе он снова возвращается к этой теме. Он приметил за плетнем маленькую дорожку, совершенно закрытую разросшимся бурьяном. Он поставил машинально на нее ногу, думая наперед только прогуляться, а потом тихомолком, промеж хат, да и махнуть в поле, как внезапно почувствовал на своем плече довольно крепкую руку. Позади его стоял тот самый старый козак, который вчера так горько соболезновал о смерти отца и матери и о своем одиночестве. — Напрасно ты думаешь, пан философ, улепетнуть из хутора! — говорил он. — Тут не такое заведение, чтобы можно было убежать; да и дороги для пешехода плохи. А ступай лучше к пану: он ожидает тебя давно в светлице. Спрашивается: почему ему столько дела до того, сбежит или не сбежит философ? Этот же самый несамостоятельный козак, «которого имя было Явтух», пресекает и вторую попытку философа убежать — и с тем же непонятным злорадством. Он [Хома] видел, что ему, выбравшись из бурьяна, стоило перебежать поле, за которым чернел густой терновник, где он считал себя безопасным и пройдя который он, по предположению своему, думал встретить дорогу прямо в Киев. Поле он перебежал вдруг и очутился в густом терновнике. Сквозь терновник он пролез, оставив, вместо пошлины, куски своего сюртука на каждом остром шипе, и очутился на небольшой лощине. Верба разделившимися ветвями преклонялась инде почти до самой земли. Небольшой источник сверкал, чистый, как серебро. Первое дело философа было прилечь и напиться, потому что он чувствовал жажду нестерпимую. — Добрая вода! — сказал он, утирая губы. — Тут бы можно отдохнуть. — Нет, лучше побежим вперед: неравно будет погоня! Эти слова раздались у него над ушами. Он оглянулся: перед ним стоял Явтух. <...> — Напрасно дал ты такой крюк, — продолжал Явтух, — гораздо лучше выбрать ту дорогу, по какой шел я: прямо мимо конюшни. Да притом и сюртука жаль. А сукно хорошее. Почем платил за аршин? Однако ж погуляли довольно, пора домой. Сад, бурьян, поле, терновник... И он опять почти на том же месте. Где, не забудем, он решился на бегство только дождавшись, когда Явтух, сморённый жарким полднем, заснёт. Как по-вашему: чисто тут дело? Возможно, это именно Явтух и научил панночку колдовству. Хотя не исключено, что наоборот. Во всяком случае, если я прав и у них действительно была связь, то совершенно понятными становятся и слёзы Явтуха в дороге, и то, почему он настроен мстительно.

tpek: Salieri пишет: Спрашивается: почему ему столько дела до того, сбежит или не сбежит философ? Старый казак выполняет приказ своего хозяина - сотника. Salieri пишет: совершенно понятными становятся и слёзы Явтуха в дороге, и то, почему он настроен мстительно. А отец почему горюет? Не думаю, что он в курсе связей своей дочки с нечистой силой. Иначе зачем ее отпевать в церкви? И Явтух тоже не в курсе. Не перед всеми она открывает свою истинную сущность. Люди старшего поколения ее явно не интересуют. Salieri пишет: но плохи, в сущности, не тем, что водятся с неведомой силой, а просто тем, что стервы. Такого рода дщери Евы и без колдовства могут натворить оч. много чёрт-те чего. Вот и точка нашего разного прочтения. Я не люблю стерв. Не перевариваю. Узнаю их по походке. И знаете, если она меня каким-либо боком затронет, - не щажу.

Salieri: tpek пишет: Старый казак выполняет приказ своего хозяина - сотника. С явным удовольствием он этот приказ выполняет! Это что, просто так? И почему вы уверены, что он случайно оказался одним из тех, кого послали за Хомой, а не сам предложил сотнику послать его? tpek пишет: А отец почему горюет? Как — «почему»?! По своей утрате, конечно. Тоже по своей утрате. tpek пишет: Не думаю, что он в курсе связей своей дочки с нечистой силой. Отец, конечно, не в курсе. tpek пишет: И Явтух тоже не в курсе. А вот это вряд ли! Вспомните только, как в кухонном «клубе» об этом высказываются все, кому не лень. tpek пишет: Люди старшего поколения ее явно не интересуют. С чего вы взяли? Мазепа для Марии тоже был «старшего поколения». tpek пишет: Я не люблю стерв. Я их тоже терпеть ненавижу. Вы меня, кажется, не поняли. Я имел в виду, что (редкие) в литературе отрицательные ведьмы отталкивают не тем, что они ведьмы, а тем, что они от природы стервы. А панночка не была такой стервой, пока была жива. Я тут вчера смотрел новый римейк «Ведьмы из Блэр»... Вот уж где страх! (Вообще-то фактически тут явно не ведьма, а превращение в вендиго, но не суть...) А с чего всё началось-то? С людей! Которые когда-то не по-людски расправились с женщиной по нелепому навету.

tpek: Salieri пишет: С явным удовольствием он этот приказ выполняет Пропагандоны с 1-го испытывают не только удовольствие, но и экстаз. Salieri пишет: Вспомните только, как в кухонном «клубе» об этом высказываются все, кому не лень. При отце они ничего лишнего не говорили, как и при его ближайшем подручном. Могли огрести по полной. Поэтому молчали. Salieri пишет: С чего вы взяли? Мазепа для Марии тоже был «старшего поколения». Мария не была ведьмой. А ведьме нужна молодая кровь, а не старая. А в Мазепу к тому же было за что влюбиться. Она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним. Salieri пишет: Я имел в виду, что (редкие) в литературе отрицательные ведьмы отталкивают не тем, что они ведьмы, а тем, что они от природы стервы. У Гоголя как раз наоборот. Вся нечисть для него - абсолютное зло. Исключение - Солоха. Но там скорее комедия, чем трагедия, да и в финале хепиэнд. Salieri пишет: Я тут вчера смотрел новый римейк «Ведьмы из Блэр» Слышал я про этот фильм. Надо все-таки посмотреть.

Salieri: tpek пишет: Пропагандоны с 1-го испытывают не только удовольствие, но и экстаз. Вы не сравнивайте людей чёрт знает с чем! tpek пишет: При отце они ничего лишнего не говорили, как и при его ближайшем подручном. Если под «ближайшим подручным» сотника подразумевается Явтух, так он тоже там сидел и слушал все эти вздоры: — Правда ли, — сказал один молодой овчар, <...> — правда ли, что панночка, не тем будь помянута, зналась с нечистым? — Кто? панночка? — сказал Дорош, уже знакомый прежде нашему философу. — Да она была целая ведьма! Я присягну, что ведьма! — Полно, полно, Дорош! — сказал другой, который во время дороги изъявлял большую готовность утешать. — Это не наше дело; бог с ним. Нечего об этом толковать. Но Дорош вовсе не был расположен молчать. Он только что перед тем сходил в погреб вместе с ключником по какому-то нужному делу и, наклонившись раза два к двум или трем бочкам, вышел оттуда чрезвычайно веселый и говорил без умолку. — Что ты хочешь? Чтобы я молчал? — сказал он. — Да она на мне самом ездила! Ей-богу, ездила! — А что, дядько, — сказал молодой овчар с пуговицами, — можно ли узнать по каким-нибудь приметам ведьму? — Нельзя, — отвечал Дорош. — Никак не узнаешь; хоть все псалтыри перечитай, то не узнаешь. — Можно, можно, Дорош. Не говори этого, — произнес прежний утешитель. — Уже бог недаром дал всякому особый обычай. Люди, знающие науку, говорят, что у ведьмы есть маленький хвостик. — Когда стара баба, то и ведьма, — сказал хладнокровно седой козак. — О, уж хороши и вы! — подхватила баба, которая подливала в то время свежих галушек в очистившийся горшок, — настоящие толстые кабаны. Старый козак, которого имя было Явтух, а прозвание Ковтун, выразил на губах своих улыбку удовольствия, заметив, что слова его задели за живое старуху... tpek пишет: А в Мазепу к тому же было за что влюбиться. А почему вы думаете, что в Явтуха не было за что? Чем он хуже Мазепы? Тем, что не богач? А какие это, кстати, муки были у Мазепы до того, как к нему сбежала Мария, а Кочубей в отместку донёс на него царю? tpek пишет: У Гоголя как раз наоборот. Вся нечисть для него - абсолютное зло. Исключение - Солоха Здрасти! А русалка из «Майской ночи»? А нечистая сила на шабаше, честно сдержавшая данное человеку слово и вернувшая пропавшую грамоту? Ему даже ещё и волшебного коня дали, чтобы он смог доехать до дому. Побольше бы людей так слово держали! А если вы имеете в виду колдуна из «Страшной мести», так и он для Гоголя плох не тем, что колдун. За это Гоголь его как раз демонстративно отказывается судить! Не за колдовство и не за богопротивные дела сидит в глубоком подвале колдун: им судия Бог; сидит он за тайное предательство, за сговоры с врагами... И не надо делать из Николая Васильевича инквизитора.

tpek: Русалка из "Майской ночи" - это бедная девушка, которую извела со света как раз ведьма типа панночки. Мы понятия не имеем, как панночка превратилась в ведьму, потому что Гоголя это не интересует, ему достаточно самого факта. Salieri пишет: А какие это, кстати, муки были у Мазепы до того, как к нему сбежала Мария Он стар. Он удручен годами, Войной, заботами, трудами... А Явтух - он холоп, выполняющий господскую волю и стерегущий господский покой. Вот и все. И никакой романтики.

Salieri: tpek пишет: Русалка из "Майской ночи" - это бедная девушка, которую извела со света как раз ведьма типа панночки. Не типа панночки, а типа вполне рядовой мачехи. Или типа свекрови, — про них тоже много известно. Такой и колдовства не надо, чтобы испортить жизнь зависимой от неё молодой женщине, — всё бабья зависть! Почему-то вот про злых отчимов сказок не видать. А панночка отнюдь не ставила себе целью кому-то испортить жизнь, — ей просто хотелось поинтереснее прожить свою собственную. Сенсорный голод — он тоже голод. И от него тоже можно умереть. А много ли в смысле внесения разнообразия в свою жизнь может девушка с отдалённого хутора, не связываясь со сверхъестественными явлениями? Мария, возможно, не столько с первого взгляда влюбилась, сколько отчаянно скучала. В начале их знакомства, по крайней мере. tpek пишет: Явтух - он холоп Вот ни разу! Не путайте козака с крепостным. Козак, да, повиновался своему господину, — совершенно так же, как европейский рыцарь повиновался своему сеньору, чтоб вы знали. Вы не верите, что и в Восточной Европе могли быть такие же отношения между людьми? Могли и были. Если хотите, я вам научные книги на эту тему посоветую, даже перепечатаю для вас кое-что. Россия и её социальные взаимоотношения — далеко не весь мир. И даже не вся Восточная Европа. Польша — запад, а вот там как раз крепостное право свирепствовало. Отсюда и дикое озлобление тамошних народных восстаний. А украинскому пану обижать своего козака было накладно: это он был нужен своему господину, а не тот ему. У козака хватало вариантов: он мог стать чумаком, уйти на Сечь, — да элементарно мог пойти на службу к другому сюзерену. А вот пан с плохим характером в то суровое время без своих верных лыцарей рисковал элементарно не выжить.



полная версия страницы