Форум » Литературная курилка » Иван — дурак? » Ответить

Иван — дурак?

Admin: Я решил перенести дискуссию про Ивана из языкового раздела: думаю, в Литературной курилке ей быть самое то.

Ответов - 31 новых, стр: 1 2 3 All

tpek: В русском языке, как и в действиях русского человека, подчас нет логики. Вернее. она не поддается осмыслению, потому что в ее основе лежат ощущения и эмоции, но отнюдь не здравый смысл. В этом и заключается загадка русской души и наш особый, далекий от цивилизации путь, и этим и объясняется, почему наш любимый фольклорный герой Иван-дурак.

Salieri: tpek пишет: В этом и заключается загадка русской души и наш особый, далекий от цивилизации путь, и этим и объясняется, почему наш любимый фольклорный герой Иван-дурак. Вот не надо тут, а? В иностранных фольклорах тоже хватает главных героев — дураков, которые на выходе оказываются совсем не дураки. Кстати, любимая в качестве иллюстрации таких идей сказка "По щучьему велению" — итальянского происхождения (возможно, в Россию она попала через Францию). Чудеса там происходят по тунцовому велению, а вот всё остальное один в один. http://www.rulit.me/books/priyatnye-nochi-read-304340-28.html Зацените уже самые первые строчки итальянской сказки!

tpek: Salieri пишет: В иностранных фольклорах тоже хватает главных героев — дураков, Ну, знаете, итальянцы, наверно, в чем-то с нами родственные души. А вот Золушка точно была трудягой и отнюдь не дурой. Да и Мальчик-с-пальчик, помнится, с отцом на лошади пахал. А наш Емеля как был дураком, так и остался, даже на плаксе женился. Два сапога пара. А итальянская сказка забавная, особенно в деле непорочного зачатия 11-летней девочки. Наши до такого не додумались.


Salieri: tpek пишет: А итальянская сказка забавная, особенно в деле непорочного зачатия 11-летней девочки. Наши до такого не додумались. В нашем варианте просто не сказано, сколько лет было царской дочери. Так что всё возможно! Кстати, интересно, сколько в сказке про Емелю увидели учёные (цитата из Вики)! К серьёзным делам семьи Емелю не допускают. Он чрезвычайно ленив: невесткам приходится подолгу упрашивать его выполнить любую, даже несложную работу. Единственное, что может сподвигнуть его на действие — это обещание гостинцев, на которые он падок. В этом заключается скрытая, на первый взгляд незаметная ирония, имя Емельян по одной из версий в переводе с латыни означает «трудолюбивый». Однако этот, казалось бы, непривлекательный персонаж обладает качествами, которые делают его настоящим героем: он ловок и удачлив, сумел голыми руками поймать волшебную щуку в проруби и получить от неё магическую силу (в терминологии В. Я. Проппа щука становится «волшебным помощником» деревенского дурачка). Сначала Емеля использует приобретенный дар в бытовых целях — заставляет вёдра идти за водой, топор — рубить дрова, дубинку — колотить недругов. Кроме того, он передвигается на самодвижущихся санях без лошади, а впоследствии управляет печкой (так как не хочет оставить любимую лежанку). Езда на печи — один из ярких эпизодов сказки. Интересно, что, управляя своими транспортными средствами, Емеля безжалостно давит людей («А зачем они под сани лезли?»). Среди фольклористов существует мнение, что эта деталь указывает на царскую природу Емели, который до поры до времени остается «тёмной лошадкой», а впоследствии обнаруживает свою героическую, незаурядную сущность. Действительно, именно слухи о барском способе вождения и жалобы пострадавших заставляют царя обратить внимание на ничтожнейшего из своих подданных. Емелю заманивают во дворец при помощи подарков, и царь предъявляет ему претензию, которая, в сущности, ограничивается устным выговором. Емеля же в это время успевает околдовать царскую дочь, так что, когда он отправляется домой, та начинает тосковать и требует вернуть крестьянского сына... https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE_%D1%89%D1%83%D1%87%D1%8C%D0%B5%D0%BC%D1%83_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%8E Вот вам и дурак! И немцы, работящий народ, сделали этой сказке графический одобрямс. (Здесь я хотел поставить из той же Вики серию марок ГДР 1973 года "Русская народная сказка «По щучьему веленью»". Но увы! В предпросмотре стоит картинка, а в посте получается только ссылка! Админ, почему?! )

behemothus: Salieri пишет: Админ, почему?! Если стоит в предпросмотре, то должна и в тексте появиться. Оставьте как есть, потом разберусь.

Salieri: Хорошо, поставлю ещё раз: [img]https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/31/Stamps_of_Germany_%28DDR%29_1973%2C_MiNr_Kleinbogen_1901-1906.jpg/350px-Stamps_of_Germany_%28DDR%29_1973%2C_MiNr_Kleinbogen_1901-1906.jpg[/img]

behemothus: черт...

Salieri: Ну да, и у меня в посте точно такая же ссылка.

behemothus: так понятно, что там куча параметров просмотра...

tpek: Salieri пишет: Но увы! В предпросмотре стоит картинка, а в посте получается только ссылка! У меня так много раз было. Сначала думал, формат не тот. Потом смотрю - нет. Так и не понял.

tpek: Salieri пишет: Однако этот, казалось бы, непривлекательный персонаж обладает качествами, которые делают его настоящим героем: он ловок и удачлив, сумел голыми руками поймать волшебную щуку в проруби и получить от неё магическую силу Да не голыми руками он щуку поймал, а в ведро воды зачерпнул вместе с щукой. Вот и всё. Дуракам везет. И сволочь он - людей подавил.

Salieri: Так, — ссылаемся на изображение в посте behemothus'a и у себя видим... Ага! — да, radikal — это вариант! Я бы через него и делал, если бы картинки не было в предпросмотре. Меня смутило то, что там она была.

Salieri: tpek пишет: Да не голыми руками он щуку поймал, а в ведро воды зачерпнул вместе с щукой. Вот и всё. Дуракам везет. Сорри, так только на картинках в детских книжках, и то не во всех. Там же три варианта. Вот тот, который у Афанасьева перепечатан с лубочного издания: В то самое время увидел дурак, что плавала в той проруби пребольшая щука; а Емеля, сколько ни был глуп, однако ж пожелал ту щуку поймать, и для того стал он понемножку подходить; подошёл к ней близко, ухватил вдруг её рукою, вытащил из воды и, положив за пазуху, хотел идти домой.И заметьте: в этом варианте он ещё и проверяет, не обманывает ли его щука: Говорит он щуке: — Я тебя отпущу, только ты сделай то, что обещаешь! — на что отвечала щука: — Ты прежде пусти меня в воду, а я обещание своё исполню. Но дурак говорил ей, чтоб она прежде своё обещание исполнила, а потом он её отпустит. Хорош "дурак"! tpek пишет: И сволочь он - людей подавил.А он не нарочно: И как надобно было дураку ехать в лес через город, то и поехал он по оному городу; но как не знал, что надобно кричать для того, чтобы не передавить народу, то он ехал и не кричал, чтоб посторонились. А почему они сами не уступали дорогу? Думают, всё, что не царская или боярская карета, обязано их объезжать? Хоть бы чудо самобеглых саней уважили!

Salieri: tpek пишет: А итальянская сказка забавная, особенно в деле непорочного зачатия 11-летней девочки. Наши до такого не додумались. А это у нас третий вариант, я и его нашёл. Возраст царевны в нём, правда, не упоминается... Здесь, кстати, никто не дурак:Жил-был бедный мужичок; сколько он ни трудился, сколько ни работал — все нет ничего! «Эх, — думает сам с собой, — доля моя горькая! Все дни за хозяйством убиваюсь, а того и смотри — придётся с голоду помирать; а вот сосед мой всю свою жизнь на боку лежит, и что же? — хозяйство большое, барыши сами в карман плывут. Видно, я богу не угодил; стану я с утра до вечера молиться, авось господь и смилуется». Начал он богу молиться; по целым дням голодает, а всё молится. Это и есть тот вариант, где царевна не отделалась влюблённостью:На ту пору вздумала царевна по улицам прогуляться, идёт с своими няньками и мамками и ради праздничка Христова раздаёт бедным милостыню; всем подала, а про этого мужичка и позабыла. Вот он и говорит про себя: — По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть царевна плод понесёт и родит себе сына! По тому слову царевна в ту ж минуту забрюхатела и через девять месяцев родила сына. Начал её царь допрашивать. — Признавайся, — говорит, — с кем согрешила? А царевна плачет и всячески клянётся, что ни с кем не грешила: — И сама не ведаю, за что меня господь покарал!Нехорошо! Но сказка считает, что понять его можно:Бочка развалилася; вылезли они на сухое место и пошли куда глаза глядят. Шли-шли, шли-шли, есть-пить нечего, царевна совсем отощала, едва ноги переставляет. — Что, — спрашивает убогий, — знаешь теперь, какова жажда и голод? — Знаю! — отвечает царевна. — Вот так-то и бедные мучатся; а ты не хотела мне на Христов день и милостынки подать!Но, возможно, и это произошло по божьему благословению. И вообще ведь всё кончилось отлично!

tpek: По-честному, не знаю, кто у меня больше неприязнь вызывает, Емеля - лентяй, дурак и хитрец одновременно, да к тому же убивец, или старик из "Золотой рыбки" - терпело, подкаблучник и раб, пособник неправедной власти. Но вот золотая рыбка фору даст любой беспринципной щуке. Отказалась она служить старухе-то.



полная версия страницы